Обезьяна

Легенда о рождении божественных обезьян повествует, как Брахма восседал в
одиночестве на троне в своем чертоге на вершине горы Меру, погруженный в благочестивые
размышления. И так глубоко сосредоточен был он в своих божественных думах, что от
напряжения слезы выступили у него на глазах. И не успел он смахнуть слезу рукой на землю,
как из нее возникла обезьяна. Брахма сказал явившемуся перед ним существу: «Ступай в тот
близлежащий лес на вершине Меру, посещаемый небожителями. Живи там, питаясь
плодами, листьями и кореньями, плодись и размножайся и будь всегда вблизи меня, дитя
мое». И он нарек того прародителя обезьян Рикшараджа.
Рикшараджа поклонился до земли великому Брахме и молвил: «О Творец вселенной, я
исполню все твои веления, и я никогда не отступлю от них, верь мне!» И он ушел в
указанный ему лес, изобилующий сладкими кореньями и плодами.
Там он прожил многие годы, следуя велениям Брахмы. Только потомства не было у
него, лишенного супруги. Но вот однажды, скитаясь по тому лесу, Рикшараджа, томимый
жаждой, набрел на озеро, полное чистой, прозрачной воды. Наклонившись, чтобы напиться,
Рикшараджа увидел в воде свое отражение. При виде обезьяны, глядящей на него из воды, он
пришел в ярость. «Я сокрушу эту тварь, враждебно взирающую на меня!» – вскричал
Рикшараджа и прыгнул в озеро.

obezyana
Никого не обнаружив в воде, он вылез обратно на берег; но вылез он из того озера уже
другим существом. Он прыгнул в воду самцом, а вышел оттуда самкой – красавицей,
чарующей взоры и сердца, со стройным станом, черными бровями и вьющимися локонами, с
высокой упругой грудью и широкими округлыми бедрами. Вся окрестность лесная озарилась
ее красотою, волнующей душу, и от нее нельзя было отвести глаз.
В ту пору проходил той дорогой Индра, повелитель богов, возвращавшийся в свой
чертог после поклонения Брахме. И тем же путем в то же самое время шествовал Сурья,
блистательный бог солнца. В один и тот же миг оба узрели красавицу на берегу лесного
озера; и в сердцах обоих родилась страсть. Твердость мысли их поколебалась; и они оба
устремились к ней.
И от обоих богов она родила тотчас же двоих могучих сыновей, сын Индры родился у
нее из волос; и потому он получил имя Валин, волосатый. Сын же Сурьи появился у нее из
шеи; и он был назван Сугрива, прекрасногривый.
И как только Индра и Сурья покинули тот лес и вознеслись на небо, Рикшараджа снова
обрел свою мужскую природу. А сыновья его, для которых он был и отцом и матерью,
выросли и стали могущественными и отважными обезьяньими вождями. Рикшараджа явился
с ними к Брахме, и тот, довольный обезьяньим потомством, радушно принял их и обласкал.
Он подарил им прекрасный город Кишкиндху, воздвигнутый по его велению в южной стране
божественным зодчим Вишвакарманом. В том городе поселились тысячи обезьян; и царем
их Брахма поставил Рикшараджу.
В Китае почитают обезьян.
Среди богов Китая встречается и обезьяна. О том, как она поднялась на такую высоту и
стала богом, подробно рассказывается в мифе «Царь обезьян», сюжет которого широко
распространен в китайском фольклоре. Известен и его буддийский вариант под названием
«Путешествие на Запад».
Сунь Укун, волшебная обезьяна, отражает сущность тех людей, которые склонны
совершать дурные поступки. Именно его неразумные деяния и заставили Наставника надеть
на него волшебный обруч, который сжимает голову в моменты непослушания. Эта страшная
боль заставляет обезьяну образумиться и стать собой. Все это происходит на любом
расстоянии от Наставника.
Полагают, что смысл учения можно пояснить с помощью волшебного железного жезла
Сунь Укуна, который можно было использовать по любому поводу, независимо от его
назначения. Произнеся заклинание, можно было стать невидимым. Вытянув вперед,
измерить даже расстояние между небом и землей.
Чжу Бачжэ, богатырь-свинья, со своими вилами для навоза, склонен к низменным
страстям, они постоянно противоречат его попыткам достичь нравственного совершенства.
Олицетворением слепой преданности является Ша Хошан. В его образе показан человек
слабый по своей сути и нуждающийся в постоянном поощрении.
Деяния чудесной обезьяны стали сюжетом множества произведений китайского
фольклора и письменной литературы, а также вошли в поговорки и пословицы. Известны
многочисленные места поклонения этому необычному герою и посвященные ему храмы.
О происхождении этого персонажа рассказывают следующее. За морями, на Восточном
континенте, в стране Аолай, находится гора Цветов (Хуагошань). Ее крутые склоны
завершаются остроконечной скалой. Однажды эта скала произвела на свет каменное яйцо.
Его оплодотворило дыхание ветра, и через некоторое время из него вылупилась каменная
обезьяна. Появившись, новорожденный приветствовал все четыре стороны света. Облик его
оказался совершенно необычным: из глаз исходили золотые лучи, заливающие светом
дворец Северной полярной звезды. Сияние уменьшалось, если обезьяна собиралась
подкрепиться.
«Сегодня, – сказал себе Ю Гуан, – я собираюсь пополнить удивительное разнообразие
существ, порожденных небом и землей. Эта обезьяна сможет скакать и допрыгнет до самых
высоких горных вершин. Она также сможет прыгать по воде и поедать плоды деревьев.
Обезьяна подружится с гиббоном и журавлем. Как и олень, она может проводить ночи на
горных склонах, а днем будет спускаться с вершин и отдыхать в пещерах. Обезьяна считается
прекрасным украшением гор!»
За проявленные свойства обезьяну вскоре провозгласили правителем всех обезьян.
Тогда она начала изыскивать средства, чтобы стать бессмертной. Путешествовав в течение
восемнадцати лет по земле и по морю, она встретилась с бессмертным Пути Цзуши на горе
Линтяйфанцзун. Во время странствий обезьяна постепенно приобретала человеческие
свойства, и, хотя ее лицо оставалось тем же, в человеческом одеянии она все же выглядела
более пристойно.
Бессмертный назвал ее Сунь Укун, что означало «открыватель секретов». Наставник
научил обезьяну летать по воздуху и принимать обличья семидесяти двух существ. Одним
прыжком обезьяна могла покрыть 108 тысяч ли.