Вы находитесь здесь: Главная > Мифы и легенды, Птицы > Орел

Орел

В мифах и верованиях разных народов орёл часто считается царём птиц, спутником и
помощником верховного бога, а иногда и сам он становится божеством. Орёл был священной
птицей греческого Зевса и славянского Перуна. У финнов, самодийских народностей,
якутов, тунгусо-маньчжурских народов и других народов Сибири культ орла был связан с
представлением его в виде помощника или олицетворения шамана (откуда обычные
изображения орла на шаманской одежде) и культурного героя.
Одним из главных подвигов орла как культурного героя в мифологиях Евразии
(особенно Сибири) и Северной Америки является похищение им света или помощь,
оказанная им людям в добывании огня. В мифе индейцев йокутов и моно орел помогает
койоту высоко поднять украденное тем солнце и повесить его на востоке.
У якутов орел связан с легендой о принесении им огня; при некоторых обрядах
врачевания ритуал высекания огня мог совершать только человек, чьим предком был орел.
В библейской литературе орел служит воплощением божественной любви, силы и
мощи, юности и бодрости духа, но также и гордыни. Орел является символом евангелиста
Иоанна и одним из «четырёх апокалиптических зверей», а в светской эмблематике –
атрибутом правосудия, зрения (в аллегории пяти чувств), гордыни.
Древние индусы почитали священного орла, получеловека-полуптицу, по имени Гаруда.
Гаруда был царём птиц, на своей сильной спине этот могучий орёл носил по небу бога
Вишну и его супругу Лакшми. Этот величественный орёл появлялся по мысленному зову
Вишну и сражался вместе с ним против злобных демонов и змеев. Гаруда был сияющим и
жарким, как солнце. Полёт священного орла Гаруды в Индии сравнивают с ходом светила по
небосводу.

orel
По мифу индейцев кроу, жил некогда человек, который мальчиком, играя, упал в огонь
и обжёг половину лица. С горя он решил уйти из дома. Сверхъестественные помощники
рекомендовали ему попросить помощи у орла, и тот обещал помочь герою при условии, что
он защитит его птенцов от водных духов. Герой согласился, и орел привел его к Солнцу, чьи
дети вылечили его с помощью волшебного зеркала. В знак благодарности индеец обучил их
разным играм и вернулся к орлу. Вскоре он убил мифическое водное существо, поедавшее
птенцов орла. Когда дети орла подросли, они отвели героя домой.
Таджики сравнивают своих героев с орлами. В традиционной культуре таджиков есть
много рассказов и песен об этой птице. Есть красивое предание о происхождении дудки
орла – так называется один из национальных таджикских музыкальных инструментов.
Давным-давно юноша и девушка влюбились друг в друга. Об этом узнал хозяин одной
крепости, и захотел разлучить их, что ему и удалось. С того времени каждый день, когда
девушка ходила за водой, всегда слышала песни любимого. У юноши был орел. Перед
смертью он сказал своему хозяину: «Из костей моих крыльев сделай дудку, на которой
можно будет играть». Юноша так и сделал. На такой дудке он стал исполнять очень
красивые мелодии. Слушая музыку, девушка стала танцевать, подражая полету орла в небе.
Так возникли знаменитые таджикские «дудка орла» и «танец орла».
В мифологии разных народов мира орел – одно из самых распространенных
обожествляемых животных. Это, как правило, символ богов или их посланец. В древней
Месопотамии орел был символом божества шумеров – Нинурты, в Древней Греции – Зевса, в
Древнем Риме – Юпитера.
В легендах многих народов Евразии и Северной Америки орел похищает (или добывает)
для людей огонь.
Изображения орлов венчали короны и скипетры императоров и королей, а в качестве
геральдического символа они известны еще для древнего Шумера и означают власть,
господство, прозорливость.
Орел входил в государственную геральдику Древнего Рима и Византии, а в наше время
он изображен на гербах Австрии, Германии, Испании, Ирака, Мексики, Польши, России.
Родственный настоящим орлам хищник – американский белоголовый орлан – является
гербовой птицей США. Орел включен в гербы ряда городов: Чернигова, Якутска и других.
Скульптурные орлы с распростертыми крыльями венчают многие монументы, поставленные
в честь знаменитых сражений, а также памятники прославленным полководцам и
путешественникам.
В Прибайкалье обитает 7 видов орлов и орланов и среди них – орел-могильник.
Культ орла составляет очень древний пласт верований бурят, исторически связанных с
Ольхоном, так как чаще всего легенды о нем соотносятся с этой территорией. В одной из
легенд говорится о том, что белоголовый орел является родным сыном хозяина острова
Ольхон – самого грозного байкальского божества, обитающего в Шаманской пещере на
ольхонском мысе Бурхан. По другому варианту мифа, хозяин Ольхона не имел сыновей от
своей жены и усыновил трех орлов. Эти орлы явились предками рода ольхонских шаманов.
Сходная легенда: «Чтобы спасти людей от козней злых божеств, добрые божества послали
на землю орла, но люди ему не поверили. Тогда орлу было разрешено вступить в связь с
земной женщиной. Только после этого люди поверили, что орел – их защитник от злых
божеств. От этого союза родился первый бурятский шаман».
Еще одна легенда. В старину на Ольхоне жил царь всех шаманов (глава шаманской
веры). Услышав о появлении далеко на юге проповедников новой религии (буддизма), он
решил отправить туда своего сына, а так как путь был далек, превратил его в орла. На
обратном пути орел увидел в степи павшую кобылицу. Он был голодным и уставшим,
поэтому поел падали. Отведав «нечистое», орел осквернился, и поэтому не смог снова
превратится в человека. Он произвел себе подобных – «множество ольхонских белоголовых
орлов». На Ольхоне постоянно живет царь-орел (вероятно, тот самый, что превратился из
человека в орла). Он командует всеми орлами и по паре распределяет их по разным
удаленным местам для гнездования и вывода птенцов вне острова Ольхон.
В монгольской летописи говорится о том, что в 1189 году Чингисхану в знак уважения
бурятского народа был поднесен орел, «доставленный из-за больших вод Байкала». Эта
географическая привязка, а также связь всех «орлиных» легенд и орлиного культа с
Ольхоном, позволяет предполагать, что именно с этого острова и был доставлен
символический дар – божественный Орел.
Буряты верили, что орел понимает человеческую речь и за непочтительное отношение к
себе жестоко мстит. Человек, убивший или ранивший орла, непременно и сам вскоре умрет.
Рассказывают, что когда-то давным-давно орел-пакитха утащил девушку и еще многих
других людей. Вот как это было. Как-то раз человек поймал орленка и отдал его дочери,
чтобы та его вырастила.
Девушка кормила птицу мясом, которое отец приносил домой. Когда орленок вырос, он
улетел далеко-далеко и куда-то очень высоко. В такое место, куда никто не мог добраться.
Там он построил себе гнездо, чтобы отложить яйца. Когда пакитха был уже большим, в один
из дней он принес тапира-кемари, которого сам поймал. Он принес ее в когтях, не давая
упасть. И принес своей матери: той девушке, которая выкормила его. А потом пакитха
принялся таскать другие вещи. Даже детей он приносил в гнездо.
И вот однажды орел схватил девушку и с большой осторожностью отнес к себе в гнездо.
В этот момент отец увидел птицу, уносившую дочь. Вид, который открывался с высоты, был
ужасен. Никто не мог убежать из гнезда на горе, в котором теперь оказалась девушка. Правда
в том месте росла лиана, стебель которой тянулся от вершины вниз, до самой воды. Пакитха
таскал в гнездо оленей и мясо прочих зверей, чтобы девушке и другим детям было что
поесть. Однако многие все равно умирали. Внезапно девушке в голову пришла мысль, как ей
вернуться домой. Она просто попросила:
– Отнеси меня домой.
Но пакитха был птицей, поэтому ничего не понял. Если он видел внизу идущего
ребенка, то пикировал на него и хватал когтями. Так же он поступал и со взрослыми
людьми.
Как-то раз девушка дотянулась до лианы, подергала ее и убедилась, что та достаточно
прочная. Она решила спуститься вниз, подумав: «Лучше уж я умру, чем останусь тут, в плену
у пакитха». Спускаясь, она не глядела вниз. Только вверх. Неожиданно лиана начала звенеть.
А ведь это означает, что стебель вот-вот порвется. И когда до земли оставалось совсем уж
чуть-чуть, лиана оборвалась. Девушка упала в воду. Она вынырнула, поплыла и выбралась на
берег. Тут она немного растерялась, не знала, в какую сторону ей идти. Поэтому она сорвала
несколько листьев, чтобы плыть на них вниз по реке, но те утонули. Тогда она взяла побег
пальмы и ободрала с него листья. Получилось что-то вроде каноэ. Девушка спустила его на
воду, и оно не утонуло. Она взяла еще один побег, положила внутрь несколько камней, и
увидела, что тот выдержал вес груза и не утонул. Тогда девушка срубила еще несколько таких
же побегов и на них поплыла вниз по реке. До сих пор никто не знает, куда она уплыла,
потому что девушка так и не вернулась домой. Орел же продолжал таскать людей. Когда
мимо гнезда проплывал плот, он пикировал сверху, хватал человека и уносил к себе.
У финнов, самодийских народностей, якутов, тунгусо-маньчжурских народов и других
народов Сибири культ орла был связан с представлением его в виде помощника или
олицетворения шамана (откуда обычные изображения орла на шаманской одежде) и
культурного героя.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.