Овца

Очень давно люди наделяли барашков (ягнят, овечек и баранов) символическим
значением означающим богатство, отвагу, смелость, силу, успех, тупость и упрямство и
невинность. А ещё в Пятикнижии (Моисеев Закон) баран обозначает правителя, а овцы –
народ.
В Бургундии, Испании и Австрии был одним из почетнейших орденов – орден Золотого
руна, он вручался за героизм, проявленный в битвах и сражениях.
А в Египте существовал культ барана, баранья голова изображалась на монетах, шкура
барана (золотое руно) символизировала несметные богатства.
В христианской культуре агнец символ кротости и смирения, а так же присутствует на
пасхальных мотивах.
В старых легендах барана представляли с человеческими чертами, в виде своеобразного
оборотня.
Овец и баранов часто упоминали в пословицах, поговорках, сказках и загадках в
отрицательных смыслах: тупой, упрямый.
Сейчас часто употребляются выражения: упрямый как баран, бараний лоб, заблудшая
овца, одна паршивая овца все стадо портит, агнец непорочный, агнец Божий.
С культом барана были связаны некоторые религиозные табу (так, в храм Хнума
запрещалось входить в одежде из бараньей шерсти).

ovza
В христианской культуре агнец, символ кротости и смирения, присутствует на
пасхальных мотивах.
Мифологическая символика барана хоть и разнообразна, но всегда позитивна.
Возвышенный, древний солнечный символизм овна был вытеснен на задний план и
приравнен к негативному образу овцы.
Легенда Швеции гласит о том, что около Ингельстада, в Скандии, была гора, которую
называли Гетаберг. Перед несчастиями и народными бедствиями из нее появлялся ужасного
вида баран. Однажды вечером по горе проходил мальчик, напевая песенку про этого самого
барана, и по несчастью разбудил его; баран ударил его в голову и убил бы, если бы не
появилась молодая девушка, которая спасла мальчика – поскольку с ее появлением баран
стал смирным, как овца.
У финнов есть интересная легенда о черном баране Олавинлинна. Где-то в середине
пятнадцатого века шла нелегкая война между Московией и Швецией, которой тогда
принадлежала крепость Олавинлинна, что переводится как «Замок святого Олафа» (теперь
это финская земля). О крепости ходила молва, что там нечисто – живет дракон и помогает
ей отбивать все атаки врагов. В этот день в Осавинтинне праздновали день святого Олафа –
покровителя замка. По обычаю должны были зарезать одного черного барашка и подать его
на стол. Откормленный и приготовленный для этого случая баран оказался может необычно
умным, а может на редкость трусливым. Почуяв недоброе, он с перепугу бросился бежать и
забрался на колокольню. Там запутался в колокольных веревках и начал из них выбираться,
разбрасывать веревки рогами, крутиться и очень громко кричать. Беспорядочный
колокольный звон и не похожий ни на что истошный крик настолько испугали
подкравшихся к крепости в это время русские войска, что они крича: «Нечистая сила…»,
обратились в бегство и потом еще несколько десятилетий к замку не подходили. Тогда
жители крепости признали этого черного барана доблестным защитником и впоследствии
соорудили ему даже памятник.
Сейчас перед входом в крепость стоит скульптура этого черного и чудного барана
Олавинлинна.